18.09.2018
Шихова Кулян Алсафаевна-
зам.зав.по ВМР
Образование
средне-специальное, педстаж 33г
Организация методической
работы в ДОУ
Организатором
методической работы в дошкольном образовательном учреждении является
заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, а в
повседневном общении его также называют методистом. Как в имени человека
изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове
«методист», в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы.
Миссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам,
уметь увлечь, повести за собой.
Единомышленник. Основное желание зам.зав.по ВМР - сделать так,
чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Творец –
постоянно находится в творческом поиске.
Организатор – создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена
на обеспечение качества образовательного процесса.
Дипломат. Нельзя
эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к
человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими
чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты,
мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность.
Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.
Изобретатель –
новатор, источник идей, информации.
Стратег- методист должен владеть искусством планирования
руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Тактик – в нашей работе необходима разработка приемов, способов
достижения поставленной цели.
МЕТОДИСТ – это стратег и
тактик воспитательно-образовательного процесса.
В ДОУ построена следующая
работа:
Основные направления в деятельности
зам.зав. по ВМР, направлены на повышение качества образовательного
процесса.
Планирование:
зам.зав. по ВМР осуществляет планирование:
-
годового плана ДОУ;
-
комплексно - тематического плана;
-
перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
-
перспективного и календарного плана деятельности методиста.
Одним
из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности
дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
-
выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
-
уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
-
мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
-
создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
Организация
воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
- распределение видов
деятельности согласно возрастным особенностям детей;
-
организацию работы педагогов;
-
обеспечение выполнения программы;
-
постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и
принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической
работы.
Работа с педагогами
Работа
с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:
-
анкетирование;
-
консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
-
педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы
организационно-методических мероприятий;
-
открытые просмотры НОД, взаимопосещения;
-
обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
-
организация работы «Школы молодого воспитателя»;
-
участие педагогов в работе методических объединений;
-
повышение квалификации педагогов.
Контроль
Зам.зав.
по ВМР осуществляет контроль за работой педагогов:
-
систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
-
по графику посещает НОД в группах;
-
следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях
педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде
обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа
с родителями и социумом - важное направление в деятельности зам.зав. по ВМР,
которое заключается в следующем:
-
информирование родителей на родительских собраниях о содержании
работы с детьми по разделам программы;
-
подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и
пр.;
-
налаживание контактов с социокультурными учреждениями.
Создание
развивающей предметно- пространственной среды
-
организация пространства методического кабинета;
-
приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
-
оформление стендов, выставок.
Творческой
атмосфере в дошкольном учреждении способствует активная, поставленная на
научную основу деятельность методиста. Именно он должен показывать пример в
стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в
работе с детьми и педагогами. Методист должен хорошо узнать каждого педагога и
выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут
содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого –
забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.
ДОКУМЕНТЫ зам.зав. по ВМР ДОУ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Методический
кабинет в детском саду - это центр сбора педагогической информации. Для
педагогов это «Копилка педагогической информации». В методическом кабинете
также находятся следующие документы:
-
нормативные документы;
-
педагогическая литература;
-
методическая литература;
-
детская литература;
-
передовой педагогический опыт;
-
рабочие программы педагогов детского сада.
В
методическом кабинете имеется обязательная документация.
-
Годовой план работы детского сада:
-
Методическая работа с кадрами.
-
Тетрадь протоколов заседаний Совета педагогов.
-
Личный план работы с кадрами на месяц.
-
Журнал поступления и учета литературы, пособий.
-
Документация о состоянии учебно-воспитательной работы.
-
Журнал учета использования воспитателями пособий, литературы, методических
разработок.
Функция методиста не
контролирующая, а направляющая. Основная деятельность методиста – это
оперативная, индивидуализированная помощь каждому педагогу и особенно молодому
специалисту в:
1· Решении
актуальных проблем, реализации потребностей, возникающих в образовательном
процессе
2.
Адаптации к новым условиях образовательного процесса,
3.
Планировании и организации профессионального развития и
совершенствования.
Помощь
методиста состоит в эффективном доведение до педагоговинформации о новых
условиях в форме текстов с необходимыми ссылками (как правило, размещаемых в
Интернете, а также в бумажной форме), массовых бесед, обсуждений.
Принципиальным
является реагирование методиста на все возникающие в связи с новыми условиями
вопросы. Эти вопросы задаются на обсуждениях, педсоветах. Индивидуальное
занятие методиста с работником образования является наиболее ценным и
дефицитным ресурсом методической деятельности.
При
планировании индивидуального занятия методиста с работником последний представляет
перечень направлений и вопросов, в которых он ожидает продвижение в ходе
занятия, этот перечень корректируется и дополняется методистом. Методист
формулирует индивидуальное задание для педагога, выполнение которого необходимо
до проведения занятия, получает отчет о результате выполнения задания, проводит
само занятие, формулирует задание для выполнения после занятия, фиксирует
результат занятия непосредственно после него и отсроченный.
Методист
подбирает нужную литературу по просьбе педагога, помогает в подготовке к
проведению занятия.