Мастер класс

13.03.2019

Ccылка на видео

МАСТЕР-КЛАСС

Арт-терапия

«Волшебная магия узоров Эбру»

Эбру – древняя восточная живопись,

окутанная тайной и секретом рисования на воде.

Это танец красок, которые, переплетаясь между собой,

создают удивительные узоры.

Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно!

 

Цель:

v Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».

v развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства Эбру.

 Задачи:

       - Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

- Расширять представление о технике рисования Эбру.

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Назначение мастер-класса:

Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.

Материалы и оборудование:

*    лотки с заранее приготовленным раствором (в нашем случае это клейстер на основе крахмала);

*    краски гуашь (разведенные до сметанообразного состояния) с добавлением воды и канцелярского клея;

*    кисти (тонкая и толстая);

*    палочки для рисования на водной поверхности (в нашем случае зубочистки);

*    плотные бумаги (по размеру лотков, (в нашем случае – белые картоны);

*    салфетки влажные или сухие.

Актуальность темы:

         Дошкольное детство очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для ребёнка в создании собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Как известно, в процессе непосредственно образовательной деятельности по «Художественному творчеству» дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Проектная деятельность с использованием нетрадиционных техник в изодеятельности развивает не только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях. Это дает толчок развитию воображения, творчества.           

Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Рисование – самое первое занятие детей, через которое они передают свои мысли и переживания, развиваются и фантазируют

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть.

2. Организационный момент. Встреча и размещение участников. Практическая  часть мастер-класса.

3. Целевые установки. Содержание мастер-класса.

4. Теоретически - демонстрационная часть.

     

1. Вступительная часть.

(На фоне журчащей воды произносится текст)

«Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире,

но в преодолении твердого и крепкого она непобедима,

и на свете нет ей равного. »

Дао Дэ Дзин ("Книга о Пути и Силе") мудрец Лао-Цзы

 

Краткий экскурс в историю.

История Эбру берёт своё начало в далёком прошлом. Достоверно неизвестно, в какой именно стране зародилась эта необычная техника. По одним источникам, это Индия, по другим — Туркестан. Большинство же искусствоведов и историков полагают, что этот способ рисования изобрели в Турции, поскольку там находится самое древнее изображение, нарисованное на воде. Эбру очень популярно и в современной Турции: там проводятся выставки картин, выполненных в данной технике, мастер-классы для туристов.

Слово «Эбру» означает «похожий на облака» или «ветер и облака». В Европе рисунки «Эбру» стали называть «Турецкая бумага».

Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки.

После того как работа над рисунком завершена, его можно отпечатать на любую поверхность - на бумагу, холст, керамику, стеклянные сувениры, ткань или одежду. Так неповторимый рисунок становится украшением интерьера, одежды и аксессуаров.

Вы можете подумать: зачем ребенку эбру, если есть карандаши, фломастеры, акварель? Акварисование качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети (а в большинстве случаев, и взрослые, наблюдающие за таинством рисования на воде) воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию!

 Благодаря акварисованию детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Внимательно наблюдая за детворой, можно проследить, как в малышах открывается собственный микромир, в котором они творчески проявляют себя и получают от этого огромное удовольствие. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детишек. Акварисование поможет ребенку почувствовать свое единство с природой. Органические краски, вода и собственная фантазия - что может быть естественнее?

Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение создает неповторимый образ. Рисование Эбру как искусство доставляет удовольствие, с эбру можно фантазировать без границ.

Проработав в с детьми 5 лет я пришла к выводу что нетрадиционные техники рисования необходимы, как никому другому. Я поняла, что детям не хватает ещё больше уверенности в себе, ещё больше воображения и ещё больше самостоятельности.

Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Более интересным, для моих детей, мне показалось, будет техника рисования Эбру и я не ошиблась! С помощью которой, возможно, развивать у детей интеллект, учить, нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

По словам психолога Ольги Новиковой:

«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».

 

Стили Эбру

баттал эбруr)С целью изучения разновидностей рисования по воде, я изучила стили Эбру.

Баттал - Эбру

Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды,  и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя. И действительно, когда художник распыляет краску, движения получаются размашистые. На рисунках Эбру, выполненных в этой технике, каким бы высоким ни был уровень мастерства и умений исполнителя, узор формируется исключительно «сам по себе». Краску разбрызгивают, двигаясь от одного края к другому и назад. Вначале всегда наносят темную краску, затем более светлую (красную, желтую, голубую и т.п.)

 

хатиб-эбру)Хатиб-Эбру

Эта техника Эбру была впервые применена в начале XVIII века Мехметом Эфенди. Он был имам-хатибом (читал проповеди) в мечети Айя-София. Отсюда и название техники – Хатиб-Эбру. Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором было видно орнамент. По сути, эта техника была переходным этапом от абстрактных текстур  к Эбру с изображениями цветов. Состоит в том, что на поверхность воды последовательно наносят несколько капель краски (одного цвета или разных цветов) так, чтобы центры каждой из них совпадали (как у концентрических окружностей). Затем с помощью шила придают этим кругам разнообразную форму, чтобы получился цветочный орнамент (только цветочки – без листьев и стеблей, расположенные на некотором расстоянии друг от друга).


Эбру с изображениями цветов

с изображ цветов)Цветочное Эбру или Эбру Неджмеддина – по имени мастера и учителя, который изобрел эту технику. Рассказывают, что до него некоторые художники пытались самостоятельно получить на поверхности воды изображения цветов, однако все их попытки оказывались безуспешными. Сама техника состоит в том, что концом шила на поверхность воды последовательно наносят несколько капель краски (можно использовать три оттенка одной и той же краски) так, чтобы получились концентрические окружности разной величины. Затем с помощью шил разной толщины придают этим окружностям формы цветков, листиков, стеблей, и соединяют так, чтобы получилось целостное изображение цветка (одного, двух или даже букета).

 

Фантазийное Эбру

цветочноеy)Фантазийное Эбру дает большой простор фантазии художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны. Еще одной особенностью картин, созданных в технике фантазийного Эбру, является то, что цветочная композиция занимает весь лист бумаги целиком. Сегодня фантазийное Эбру – одна из самых популярных и полюбившихся техник

 

Гребенчатое Эбру

осветленноеl)Здесь для получения узоров применяют специальный инструмент – гребень. Вначале на поверхность воды кистью разбрызгивают краску,  затем шилом проводят им по поверхности. При этом получается характерный рисунок, который называют «приливы и отливы».Хочу такой сайт

 

 

Эбру «Соловьиное Гнездо»

соловьиное гнездо)

Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем – окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».

 

 

 

 

 

шаль)         Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. Отсюда и название. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы», затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом.

        

 

с песчаной er)

         Краски распыляются так, что напоминают рассыпанный песок. Эта техника отличается от других тем, что для нее требуется другая консистенция жидкости, на которую будут наносить краску. Она должна быть более густой, чтобы частицы распыляемой краски, которые в нее попадут, напоминали песчинки. Еще одна характерная особенность этой техники – так называемый эффект «появления трещин» на краске, которую или распыляют кистью, или наносят с помощью шила.

        

 

 

 Рисунок, выполненный в этой технике, выглядит так, как будто его наносили легкими штрихами. Этот вид Эбру еще называют «осветленным», потому что цвета на рисунке получаются очень светлыми. Такой эффект достигается за счет того, что краску разводят большим количеством воды и добавляют больше желчи. В основном осветленные Эбру применяют в каллиграфии в качестве фона.

        

Эбру с надписью

с надписью1с надписью)    Другое название – «вписанное Эбру». Это одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения. И, конечно же, высокого уровня мастерства. Вначале делается сама картинка (как фон) в технике Эбру, а затем с помощью трафарета наносится надпись. Автор этого метода – художник Неджмеддин Окъяй.

 

Мраморное Эбру

мраморное)

Как следует из названия, с помощью этой техники получают структуры «под мрамор». Рисунок выполняется так же, как и в технике баттал-Эбру, только кисть отжимают сильнее, чтобы краска распылялась более мелкими каплями. За счет этого на поверхности получаются прожилки.

 

приливr)GEL-GIT EBRU(MЭбру с орнаментом в виде приливов и отливов

       

Выделим отдельный вид  Эбру, когда бумага перемещается по всей ванночке, справа налево, по параллели вверх и вниз. Образующиеся линии приливов Эбру при движении перпендикулярно, позволяют уменьшить эффект мраморивания. 

 

Мраморивание волнами

мраморирование волнамиyБлагодаря плавающей технике мрамирования возможны любые виды Эбру. На край бумаги помещается «лодочка», и бумагу начинают перемещать вперед и назад, так что образуется волна, с одной стороны, это движение по бумаге продолжается, и одновременно медленно производится раскачивание бумаги, чтобы запечатлеть волны.

 

2. Организационный момент.

Встреча и размещение участников.

Практическая  часть мастер-класса.

 

Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых Эбру просто невозможно.

И сегодня мы с вами научимся рисовать красками на воде, освоим способ мраморирования на воде с цветочным декором.

Для этого нам нужна основа. В данном случае специальный раствор воды, который состоит из воды и крахмала. Сегодня мы будем использовать специальный загуститель и краски.

Еще для работы нужны инструменты: палочки, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная  по размеру лотка. Всё это перед вами.

Что входит в набор для рисования ? Краски для Эбру особенные — жидкие из бычьей желчи и цветного порошка. В технике Эбру используются только натуральные материалы. Для того чтобы создать шедевр, потребуется: – поднос (невысокая прямоугольная емкость); – вода; – загуститель в порошке – краски – кисти (отдельная для каждого цвета); – шило – гребешки; – бумага (не глянцевая).

Итак, начнем по порядку:

(включается восточная музыка)

 

Сначала создадим фон, фон нашего настроения. На кончик палочки набираем краску. Я возьму синий цвет. И слегка касаемся поверхности воды.

Вытираем палочку о салфетку. Берем следующий цвет. Я возьму желтый. Мне хочется поставить эти точки по центру сверху вниз.

(показ палочкой в воздухе)

А теперь давайте сделаем цветок. Я возьму красную и желтую краски. Тупым концом палочки нанесем красный цвет. Но красный цвет не очень интересен, поэтому поставим в центр желтую точку, а чтобы было еще интересней я в желтый цвет добавлю еще красный.

Теперь острым концом палочки проводим линии от края цветка к центру, у нас получаются лепестки. Не бывает цветов без стебля. Возьмите зеленый цвет и поставьте несколько точек. И снова острым концом проведите линию по этим точкам сверху вниз.Мы создали мраморный рисунок, фон нашего настроения.

И вот в разговор вступает бумага. Возьмите лист и шершавой стороной аккуратно положите на воду на 4-5 секунд. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость.

Рисунок сохнет от 30 минут до часа.

(показ работ участников)

(Музыка заканчивается)

 

Заключительная часть.

Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ?

Из проделанной работы можно прийти к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Ему  не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность. Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Малыши раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание. Чтобы обучение было успешным, главное для воспитателя — учить детей полностью не планировать результат работы, а с головой погружаться в мир красок, образов и своих эмоций.

Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.

Эбру – это как сфотографированная и отпечатанная на бумаге "молитва" мастера. Эбру требует внутреннего развития, углубления своего понимания мира, открытость новым вещам, которые порой сложно уложить в голове. Эбру выражает ваши чувства и вы сами отражаетесь в эбру...

Что может выразить душа?

То могут сделать руки.

В полёте, внешне, чуть дыша

Ты сотворяешь чудеса...

 

Подведем итог. Вас заинтересовала эта техника рисования? Вы бы хотели ее использовать в дальнейшем с детьми?

И на прощание хочется пожелать творческих успехов вам и вашим детям. Надеюсь, что все удивительное и полезное вы унесете сегодня с собой.

Рефлексия:

Пригодятся ли вам знания, полученные на мастер классе?

Как вы считаете, что развивает эта техника у дошкольников?

На каком этапе вам было интересно работать и почему?

Дерзайте, рисуйте, смелее творите,

А самое главное – деток учите! 

Мастер класс на воспитатель года 2019.docx (скачать)

16.03.2019

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634072127

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».