31.10.2018
31.10.2018
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад
№4 «Соколенок» города Дагестанские Огни
воспитателя Рустамовой Айшат Сабировны
старшей группы №1 «Капитошка»
2016г.
Актуальность
темы:
Богата и
щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается
нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже
не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической
катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые
обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная
хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения,
нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не
задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для
себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная
экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий,
которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов,
который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас
необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного
дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Самым
доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского
мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях
наших меньших.
Дошкольники
с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи
со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не
замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними,
подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые
в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой
будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного
детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое
осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми.
Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с
нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия,
ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период
становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и
заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети
будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными
способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу,
видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать,
стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти
незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на
прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям
младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой
и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических
качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и
всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель:
-
формирование начал экологической культуры детей;
-
становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;
-
формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в
природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
- развитие
ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с
природой;
- осознание
ребенком себя как части природы;
- привлекать
родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- пополнить
педагогическую копилку новой информацией;
- изготовить
картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий,
развлечений;
- создание
экологически-развивающей среды в ДОУ;
-
экологическое просвещение.
Форма
самообразования:
индивидуальная
Предполагаемый
результат:
- переоценка
педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить
образовательный процесс;
- воспитание
защитников экологии;
- творческая
активность воспитанников.
Форма
отчётности:
- сделать
консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
- провести
анкетирование родителей;
- изготовить
экологические игры, пособия, картотеку прогулок;
- составить
конспекты занятий, развлечений;
- создание
развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню
развития детей и программным задачам;
- создание и
внедрение проекта «экология наших сердец».
№п/п |
Тема |
Сроки |
Форма распространения опыта |
1 этап:
Информационно-аналитический Изучение
психолого–педагогической, методической литературы по теме самообразования |
|||
1. |
С.Н.Николаева
«Методика экологического воспитания в детском саду». 2002г. |
Сентябрь-
октябрь |
Составление
перспективного плана работы |
2. |
Создание
условий для формирования у детей основ экологической культуры: . Л.С.Журавлёва «Солнечная
тропинка» (Занятия по экологии и
ознакомлению с окружающим). 2006г. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников
с окружающим миром».2007г. А.И.Иванова «Живая экология»
(Программа экологического образования дошкольников».2007г. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о
родной природе». 2006г. ?» Н. А. Гуняга «Воспитание основ
экологической культуры у детей дошкольного возраста». О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко
«Экологические проекты в детском саду» В.Дрязгунова «Дидактические игры
для ознакомления детей в детском саду» |
В течение
года |
При
проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов,
родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных
утренников. Подбор методического оснащения. Обмен опытом работы с воспитателями, применять их опыт в
своей работе с детьми. Изучение уровня экологических
знаний детей. |
3. |
Проект
«Экология наших сердец» и перспективный план работы с детьми дошкольного
возраста. |
Январь-май |
Составление
конспектов занятий, развлечений. Изучить пособие С.Н. Николаевой
«Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе
данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология
наших сердец» с детьми дошкольного возраста. |
4. |
Изготовление
демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно
образовательной деятельности с детьми. |
Март-апрель |
Выставка
игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности. |
5. |
Разработать
карты мониторинга. Разработать анкеты опроса
педагогов и родителей. |
В течение
года |
Обобщить
опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников. |
6. |
"Щедрые
дары природы". |
Июнь,
июль, август |
Организовать
вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и
фруктов. |
II. ЭТАП —
внедрение в практику Разработка
программно-методического обеспечения образовательного процесса |
|||
1. |
Разработать
перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ |
Сентябрь-май |
Календарно
– тематическое планирование |
2. |
Составить
конспекты занятий по экологическому воспитанию детей. |
Сентябрь-май |
Наглядный
материал |
3. |
Семинар-практикум
для воспитателей: «Педагогические условия формирования у дошкольников
экологического сознания». |
Март |
Просмотр
деятельности педагога |
4. |
Родительское
собрание «Экологическое воспитание детей в семье». Консультация для родителей на
тему: «Экологическая культура детей. |
Апрель |
Подготовка
иллюстраций, анкет, памяток, рекомендаций для
педагогов, родителей и детей. |
5. |
Накопление
практического материала по теме «Развитие речевого творчества дошкольников», внедрение
в практику работы передового
педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. |
Май |
Подбор
методического оснащения. Пополнение методической копилки. Составление перспективного плана
работы. |
Подготовка
материала к информационным стендам. Организация и работа кружка «Талантливые
ручки». Изготовление экологические игры. |
Ноябрь,
май |
День
открытых дверей Просмотр деятельности педагога |
|
III. ЭТАП
— представление опыта работы по теме |
|||
1. |
Обобщение
опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. |
В течение
года |
Составление
конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по
экологическому воспитанию. |
2. |
Участие в
профессиональных конкурсах по теме самообразования. Подготовка воспитанников в
творческих конкурсах по экологии |
В течение
года |
Предполагает
проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ
педагогической деятельности. |
3. |
Подготовка
материалов для публикации на интернет сайтах |
Сентябрь |
Конспект
НОД «Перспективное планирование по экологическому воспитанию» |
4. |
Презентация
опыта работы по теме самообразования |
Февраль |
Творческий
отчёт для педагогов МБДОУ №4 Соколенок |
5. |
Обобщение
наработанного опыта. |
Май |
Оформление
отчета Информационные листы в виде
таблицы с результатами |
IV. Работа
с семьёй |
|||
1. |
Наглядная
агитация |
В течение
года |
1. Оформление родительских уголков по
теме "Учите с нами»: стихи о временах 2. года, о живой природе, о природных явлениях и
т.д. 2. Оформление папок-передвижек на
темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие», « О чем говорят деревья»,
«Природа-это жизнь»,«Зелёный спецназ» |
2. |
Анкетирование |
В течение
года |
«Все, что
хочется сказать детсаду!», «Что необходимо знать о подготовке ребенка к
школе?» |
3. |
Выставка |
В течение
года |
Семейных
творческих поделок и рисунков «Красная
книга Дагестана, Фотовыставки: «Мой личный вклад в
сохранение природы», «Любимые места семейного отдыха», «В деревне у бабушки»,
«Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья» |
4. |
Групповые
родительские собрания |
Раз в
квартал |
По плану
работы с родителями |
5. |
День
открытых дверей |
Ноябрь Апрель |
«Заходите
к нам на огонек» |
6. |
Акции |
Апрель |
Субботник
«Поможем земле легко дышать», Трудовая деятельность «Посади свое
дерево.» «Дома для пернатых друзей» |
7. |
Круглый
стол |
Май |
«Художественные
произведения, средство экологической культуры родителей» |
V.
Мероприятия для детей |
|||
1. |
«Дары
осени» |
Сентябрь |
Выставка
поделок из природного материала и овощей |
2. |
«Животные
нашего края» «Береги природу» «Елочка-красавица, всем ребятам
нравится» «Подарок Деду Морозу» |
Октябрь Ноябрь Декабрь |
Выставка
детских рисунков, коллажей. Выставка поделок из бросового
материала |
3. |
"Земля
- наш дом родной" |
Январь |
Экологическое
мероприятие |
4. |
«День
земли» «День птиц»; «Юный эколог» конкурс стенгазет «Земля –наш
общий дом», «Четыре времени года» |
Февраль Март Апрель |
Развлекательные
мероприятия и познавательные викторины по экологии, конкурсы. |
5. |
«То, что
раньше не видали» |
Апрель |
Экологическая
игра-наблюдение |
6. |
«Как
спасти природу?» Дидактическая игра «Урожайные грядки» «Чей это след» и др. |
В течение
года |
Чтение
стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа. |
7. |
Акции:
«Сохраним природу», «Зеленый патруль», «Птичий переполох» |
В течение
года |
Оформление
газет для защиты экологии; Конкурс на лучшую кормушку |
8. |
«Твои
новые впечатления от природы вокруг»; «Зимняя сказка»; «Деревья, большие
и маленькие»; «Природная лечебница» |
В течение
года |
Тематические
прогулки |
9. |
«Осень»,
«Зима» |
В течение
года |
Конкурс:
стихов, придуманных загадок и экологических сказок |
10. |
«О тебе
земля, слагаю песни», «Добрые дела», «Двенадцать месяцев» |
Май В течение года |
Поэтические
этюды-выступления; Театральное представление;Театральное
представление. |